Неточные совпадения
— Вехисты — правы: интеллигент не любит денег, стыдится
быть богатым, это, брат,
традиция!
Образовалась довольно крепкая славянофильско-консервативная
традиция, которая
была принята нашей властью и вела на практике к тому, что наша политика
была всегда в зависимости от Германии.
Этой женщине
было 60 лет. Она являлась хранительницей древних
традиций, обычаев и обрядов, знала много сказаний, знала, в каких случаях какой налагается штраф (байта), и считалась авторитетной в решении спорных вопросов о калыме при заключении или расторжении браков.
Во мне не
было и не могло
быть той спетости и того единства, как у Фогта. Воспитание его шло так же правильно, как мое — бессистемно; ни семейная связь, ни теоретический рост никогда не обрывались у него, он продолжал
традицию семьи. Отец стоял возле примером и помощником; глядя на него, он стал заниматься естественными науками. У нас обыкновенно поколение с поколением расчленено; общей, нравственной связи у нас нет.
В этом обществе
была та свобода неустоявшихся отношений и не приведенных в косный порядок обычаев, которой нет в старой европейской жизни, и в то же время в нем сохранилась привитая нам воспитанием
традиция западной вежливости, которая на Западе исчезает; она с примесью славянского laisser-aller, [разболтанности (фр.).] а подчас и разгула, составляла особый русский характер московского общества, к его великому горю, потому что оно смертельно хотело
быть парижским, и это хотение, наверное, осталось.
Это
был разрыв с онтологической
традицией Парменида, Платона, Аристотеля, Фомы Аквината, многих течений новой философии вплоть до Вл. Соловьева с его учением о всеединстве.
Мне чуждо
было переживание священных исторических
традиций.
И этим я в
традиции русской мысли, которая всегда
была историософической.
Была попытка восстановить прервавшуюся
традицию.
Это
был разрыв с
традицией «просвещения».
По своему основному жизне — и мироощущению я никогда не мог
быть подавлен массивностью и тяжестью авторитарной религиозной
традиции.
Самое понятие
традиции было мне довольно чуждо.
В России не
было настоящих аристократических
традиций.
Западные христиане, католики и протестанты,
были также охвачены религиозной реакцией, хотя, в отличие от русских православных, в форме высоко культурной, они двигались потребностью возврата назад, искали твердого авторитета и
традиции.
Несколько членов этой комиссии возмутились нарушением красоты дворца и падением
традиций. Подали особое мнение, в котором, между прочим,
было сказано, что «клубу не подобает пускаться в рискованные предприятия, совсем не подходящие к его
традициям», и закончили предложением «не застраивать фасада дома, дабы не очутиться на задворках торговых помещений».
История не
есть только
традиция, не
есть только охранение.
Русский духовно-культурный ренессанс
был встречен очень враждебно левой интеллигенцией, как измена
традициям освободительного движения, как измена народу, как реакция.
Русское революционное движение, русская устремленность к новой социальности оказались сильнее культурно-ренессансного движения; движение опиралось на поднимающиеся снизу массы и
было связано с сильными
традициями XIX в.
Они почитали себя наследниками средиземноморской греко-римской культуры и
были уверены в священности ее
традиций.
Этот аргумент, связанный с тем, что в русском сознании и мысли XIX в.
было меньше связанности с тяжестью истории и
традиции, ничего не доказывает.
Для них характерна
была большая свобода мысли, несвязанность школьными
традициями.
Марксизм в России
был кризисом левой интеллигенции и разрывом с некоторыми ее
традициями.
Могут сказать, что русским легче
было сомневаться в культуре и восставать против нее, потому что они менее
были проникнуты
традициями греко-римской культуры и от меньших богатств приходилось отказываться.
Но
был и возврат к
традициям русской мысли XIX в., к религиозному содержанию русской литературы, к Хомякову, к Достоевскому и Вл. Соловьеву.
В России революция либеральная, буржуазная, требующая правового строя,
была утопией, не соответствующей русским
традициям и господствовавшим в России революционным идеям.
Единственная
традиция православной мысли,
традиция платонизма и греческой патристики,
была порвана и забыта.
Кантианство
есть порождение отрицательных сторон протестантизма, порвавшего с
традицией соборного сознания.
Где
есть женщины и дети, там, как бы ни
было, похоже на хозяйство и на крестьянство, но всё же и там чувствуется отсутствие чего-то важного; нет деда и бабки, нет старых образов и дедовской мебели, стало
быть, хозяйству недостает прошлого,
традиций.
Старики
были связаны давнею дружбой, а молодежь помнила довольно громкое некогда имя Максима Яценка, с которым связывались известные
традиции.
— Рабочие прежде всего люди, — говорил он новому начальству. — У них
есть свое самолюбие, известные
традиции, наконец простое человеческое достоинство… По моему мнению, именно этих сторон и не следует трогать.
Он ревностно поддерживал и хранил те преобразовательные
традиции, в силу которых обыватели, с помощью целой системы канцелярских мероприятий, долженствовали
быть приведенными к одному знаменателю.
С этих пор заведение Тюрбо сделалось рассадником нравственности, религии и хороших манер. По смерти родителей его приняла в свое заведование дочь, m-lle Caroline Turbot, и, разумеется, продолжала родительские
традиции. Плата за воспитание
была очень высока, но зато число воспитанниц ограниченное, и в заведение попадали только несомненно родовитые девочки. Интерната не существовало, потому что m-lle Тюрбо дорожила вечерами и посвящала их друзьям, которых у нее
было достаточно.
В первое время, когда «Будильник» перешел к чиновнику В.Д. Левинскому, который забрал в свои руки дело и начал вымарщивать копейки, сведя гонорар до минимума и посылая агентов собирать объявления для журнала, еще держались старые редакционные
традиции:
были веселые «субботы» сотрудников.
— Ах нет, я не в том смысле! У нас ведь
традиции… мы помним!.. Да,
было времечко,
было! Собор, старичка… ну, пожалуй, perpetuum mobile… Только вот задерживаться лишнее время… Ведь паспорты у них в исправности, Михал Михалыч? как вы скажете… а?
Но разве не
было блеска и в этом протесте нотаблей против эмансипации, в этом столкновении «знамени освобождения» со «старыми дворянскими
традициями»…
Происходило это и от беспорядочности самой работы, и от периодических голодовок, и, может
быть, по установившейся годами
традиции.
На другой день к обеду явилось новое лицо: мужичище саженного роста, обветрелое, как старый кирпич, зловещее лицо, в курчавых волосах копной, и в бороде торчат метелки от камыша. Сел,
выпил с нами водки,
ест и молчит. И Орлов тоже молчит — уж у них обычай ничего не спрашивать — коли что надо, сам всякий скажет. Это
традиция.
На вечернем учении повторилось то же. Рота поняла, в чем дело. Велиткин пришел с ученья туча тучей, лег на нары лицом в соломенную подушку и на ужин не ходил. Солдаты шептались, но никто ему не сказал слова. Дело начальства наказывать, а смеяться над бедой грех — такие
были старые солдатские
традиции.
Был у нас барабанщик, невзрачный и злополучный с виду, еврей Шлема Финкельштейн. Его перевели к нам из пятой роты, где над ним издевались командир и фельдфебель, а здесь его приняли как товарища.
Григорий Иванович, по
традиции, каждый сезон открывал обязательно «Ревизором» всюду,
будь то губернский город или ярмарочный театр. Для последнего у него
был особый «Ревизор», так сильно сокращенный, что труппа в десять человек играла его.
Одет он
был по
традиции, как все Гамлеты одеваются, в некое подобие испанского костюма, только черное трико на ногах и черный колет, в опушении меха, что и очень красиво и пахнет севером.
— Нынче вон, говорят, между молодыми людьми какие-то нигилисты [Нигилисты (от латин. nihil — ничто) — представители разночинной интеллигенции шестидесятых годов XIX века, отрицавшие принципы и
традиции дворянской культуры.]
есть, и у нас в медицине все нигилисты, все отвергли; один только, изволите видеть, лапис [Лапис (ляпис) — прижигающее средство в медицине (от латин. lapis — камень).] и опиум признали!
Как бы то ни
было, новый тип народился. Это тип, продолжающий дело ветхого человека, но старающийся организовать его, приводящий к одному знаменателю яичницу, которую наделал его предшественник. Старый"ветхий человек"умирает или в тоске влачит свои дни, сознавая и в теории, и в особенности на практике, что предмет его жизни… фью! Новый"ветхий человек"выступает на сцену и, сохраняя смысл
традиций, набрасывается на подробности и выказывает неслыханную, лихорадочную деятельность…
Вообще, как я уже говорил, Сигнальный Пустырь
был территорией жестоких
традиций и странной ревности, в силу которой всякий нежитель Пустыря являлся подразумеваемым и естественным врагом.
Когда актер, с головы до ног опутанный театральными
традициями и предрассудками, старается читать простой, обыкновенный монолог «
Быть или не
быть» не просто, а почему-то непременно с шипением и с судорогами во всем теле или когда он старается убедить меня во что бы то ни стало, что Чацкий, разговаривающий много с дураками и любящий дуру, очень умный человек и что «Горе от ума» не скучная пьеса, то на меня от сцены веет тою же самой рутиной, которая скучна мне
была еще сорок лет назад, когда меня угощали классическими завываниями и биением по персям.
Криспин — известное лицо на французской сцене; оно игралось и теперь играется (если играется) по
традициям; так играл его и Кокошкин, но по-моему играл неудачно, именно по недостатку естественности и жизни, ибо в исполнении самих
традиций должна
быть своего рода естественность и одушевление.
Этот всеобщий культ кулака очень ярко разделил всю гимназическую среду на угнетателей и угнетаемых, что особенно
было заметно в младшем возрасте, где
традиции нерушимо передавали из поколения в поколение. Но как между угнетателями, так и между угнетаемыми замечались более тонкие и сложные категории.
Единственная дань еврейским
традициям в ее внешности, которую, очевидно, потребовало положение г-на Менделя, —
был парик, которым она все-таки заменила свои, вероятно, красивые природные волосы.
Но это
была именно внешняя манера, своего рода национальная
традиция, которую он носил вместе с долгополым кафтаном и вьющимися пейсами.
Жеманности не
было:
было природное изящество чужой особи, особое изящество костяка (ведь и скелет неравен скелету, не только души!),
был отлетающий мизинец чаепития — так в XVIII веке держал шоколадную чашку освободитель Америки Лафайет, так в Консьержерии из оловянной кружки
пил наимужественнейший поэт Андрей Шенье —
были, кроме личного изящества костяка — физическая
традиция, физический пережиток, “манерность” — рожденная.
«Сколько, должно
быть, здесь ненужного балласта! — подумал Свойкин. — Сколько рутины в этих банках, стоящих тут только по
традиции, и в то же время как всё это солидно и внушительно!»